© 2015-2020  Российское карточное общество

  • Vkontakte - Официальная группа

НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ

Ольга Захарова, Елена Нестеренко (Он-лайн университет Arzamas), 2018

В 1830–40-е годы в России возрастает интерес к Отечественной войне 1812 года, которая воспринимается как героический подвиг, поворотный момент рождения и спасения нации. Этот подъем национального самосознания и мода на Наполеоновские войны отразились и в рисунках игральных карт — ведь наряду с балами и маскарадами карточная игра была одной из любимых разновидностей досуга российского высшего общества первой половины XIX века. 

В этой колоде воспроизведены некогда популярные игральные карты, выполненные в 1816 году лейпцигским производителем карт Фридрихом Готтхель­фом Баумгертнером и посвященные победе над Наполеоном[1]. Масти на немецких картах — зелень, желуди, бубенцы и сердца — отличаются от между­народ­ных французских мастей. Немецкие карты не имеют дам, на фигурных картах только мужчины — младший офицер (унтер), старший офицер (обер) и король. Колода Баумгертнера — редкий экземпляр карт, изготовленных исключительно для высших слоев общества, что обусловлено технологией их печати[2]. Название «Карточный мир 18 июня 1815 года» отсылает к сраже­нию при Ватерлоо. На фигурных картах изображены монархи и военачальники стран-союзниц антинаполеоновской коалиции: российский император Александр I (король бубенцов), английский принц-регент, будущий Георг IV (король зелени), прусский король Вильгельм Фридрих III (король желудей), австрийский император Франц I (король сердец). В качестве оберов выступают главнокомандующие четырех союзных армий: российский генерал-фельдмаршал Барклай-де-Толли (бубенцы), австрийский князь Шварценберг (зелень), прусский фельдмаршал князь Блюхер (желуди), английский фельдмаршал герцог Веллингтон (сердца). Унтеры представляют низших чинов и офицеров армий: в частности, на карте унтер сердец изображен русский казак-канонир (рядовой артиллерии). Основные битвы кампании представлены на числовых картах.

[1] До начала XIX века в России не было крупного карточного производства, существовало лишь несколько небольших карточных мастерских. Российские мануфактуры печатали карты низкого качества и небольшими тиражами. Основные поставки игральных карт в Россию шли из Германии. Там карточное производство было широко развито, существовало большое количество крупных и мелких фабрик.

[2] Самым дешевым способом карточного про­изводства в этот период была ксилография (гравирование по дереву), раскрашенная по трафарету. Для изготовления колод более высокого качества использовалась гравюра на меди, причем числовые карты раскраши­вались по трафарету, а фигурные — вручную, что дополнительно повышало стоимость производства.

Материал приурочен к открытию Музея игральных карт в Государственном му­зее-заповеднике «Петергоф», которое состоится в декабре 2018 года. Сейчас более 2000 карт из собрания музея можно увидеть на выставке «В городе карт».