© 2015-2020  Российское карточное общество

  • Vkontakte - Официальная группа

СИЛУЭТНЫЕ КАРТЫ ЕЛИЗАВЕТЫ КРУГЛИКОВОЙ

Российское карточное общество, 2016*

Елизавета Кругликова (1865 - 1941) 

Yelizaveta Kruglikova

Кругликова Елизавета Сергеевна родилась в 1865 году в Петербурге, в семье офицера.

В 1890-1895 в качестве вольнослушателя Кругликова обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895-1914 жила в Париже. С 1902 начала работать в технике офорта. С 1904 - член «Общества оригинальной гравюры в красках». С 1909 по 1914 Е. С. Кругликова преподавала офорт в академии «La Pallette» в Париже. Там же, в Париже, ею было организовано русское ателье, которое вместе с ее мастерской сделалась своеобразным русским культурным центром. В 1914, с началом Первой Мировой войны, переехала в Россию. Издание «Париж накануне войны в монотипиях Е. С. Кругликовой» (1918) - итог первого большого периода ее творчества.

Специфика художественной манеры Кругликовой, использовавшей редкие техники (мягкий лак, акватинта и др.), ее экспериментаторство, позволила ей добиться особенно весомых достижений в двух областях. Первой из них, ранней по времени (с 1909 г.) была монотипия, соединявшая живопись с печатью. Второй областью (с 1914 г.) стал силуэт...

В 1919 году стала одним из инициаторов создания Государственного театра марионеток, в котором работала по 1921 год. По ее эскизам были оформлены спектакли «По щучьему велению» и «Вий» по повести Н. В. Гоголя.

В 1920-30-е годы Е. С. Кругликова создала серию силуэтных портретов русских поэтов 18-20 веков, большую серию портретов русских художников и серию портретов русских актеров. В 1925 году работала над серией силуэтов «Вожди революции». В 1930-е годы - над «Бакинской серией» («Сураханы» 1931, «Азнефть» 1934 и др.). В 1920-30-е годы Е. С. Кругликова работала над плакатами - многие из них выполнены в технике линогравюры.

Елизавета Кругликова
Силуэтные игральные карты
Черная бумага на картоне

------------------------------------------------------

Yelizaveta Kruglikova

Playing Cards. Silhouette

Black paper affixed to cardboard

В 1922-1929 годах Кругликова является профессором полиграфического факультета Академии Художеств в Петрограде-Ленинграде, где руководит обучением техники офорта.

Идея использования традиционной силуэтной техники для изготовления рисунков игральных карт пришла к Кругликовой в середине 1920-х годов. Данные карты не составляют единой серии. В них просматриваются три различных подхода. Особый интерес представляет ряд карт, которые явно носят пропагандистский характер, типичный для 1920-х и 1930-х годов. Дамы - это крестьянки, которые держат грабли и серп, король – рабочий с молотом, валетами являются пионер, матрос и крестьянин. Вероятнее всего, художник обратился к этой теме в рамках конкурса, проводимого в те годы.

_____________________________________________________________________________________________________

 

The idea of using the traditional silhouette technique to make drawings of playing cards came to Kruglikova in the mid-1920s. This, is mentioned in the diary of Voinov. The cards shown do not make up a single complete series. In them, one can make out three different types of approach used. Of particular interest is a row of cards which are clearly propagandistic and there-fore typical of the 1920s and 1930s. The queens are shown as peasants holding rakes and sickles, the king as a worker holding a hammer, the jacks are a pioneer, sailor and peasant. The artist probably turned to this theme as part of a competi-tion held at that time, when many artists were interested in the images of cards.

* В публикации использованы материалы издания "Play and passion", С.-Петербург, 1999